5 мая 2020, 00:00

Национальные рекомендации США по адаптации системы здравоохранения к затяжной пандемии COVID-19

Национальные рекомендации США по адаптации системы здравоохранения к затяжной пандемии COVID-19

Оригинал: The Johns Hopkins Сenter for Health Security

Автор: Eric Toner MD et al

Опубликовано: 05 мая 2020, The Johns Hopkins Сenter for Health Security

Перевод: Приволжский исследовательский медицинский университет (д.м.н. Г .Э. Улумбекова)

Редакция: Александра Ливергант, Фонд профилактики рака


Эпидемия COVID-19 показала неготовность системы здравоохранения многих стран к борьбе с вирусом. Полученные уроки позволили сформировать краткосрочные и долгосрочные рекомендации по дальнейшему развитию системы здравоохранения США с учетом того, что пандемия принимает затяжной характер. Их реализация потребует разработки конкретного плана и соответствующего финансирования. Но эти вложения позволят спасти сотни тысяч жизней и сберечь огромные средства, необходимые для принятия экстренных мер. Эти меры применимы и к системе здравоохранения России, вот главные из них:

  1. Создать запасы СИЗов в медицинских организациях и систему централизованного управления их поставками и производством;
  2. Предусмотреть дополнительные средства в системе здравоохранения – для компенсации расходов медицинских организаций в связи с эпидемией, лечением отложенного потока пациентов и долгосрочного соблюдения мер повышенной безопасности;
  3. Организовать центр резерва медицинских кадров и предусмотреть дополнительные компенсации, льготы и повышенное страхование медицинских работников;
  4. Предусмотреть дополнительные средства для подготовки и повышения квалификации вновь привлеченных и действующих медицинских кадров;
  5. Массово использовать телемедицинские технологии для консультации пациентов и систему сортировки при госпитализации в стационары по другим показаниям (не СOVID-19);
  6. Создать в Министерстве здравоохранения специальный центр по борьбе с эпидемиями с расширенными полномочиями и отдельным бюджетом, также предусмотреть расширение коечных мощностей медицинских организаций.


Подробные рекомендации

1. Предотвратить инфицирование в медицинских организациях и обеспечить их средствами индивидуальной защиты (СИЗ)

  • Федеральное правительство, региональные и муниципальные власти должны обеспечить доступность СИЗ. Для этого Федеральное правительство должно создать централизованную систему управления запасами СИЗ (и другими необходимыми средствами для контроля инфекции), в том числе управлять действиями штатов (регионов) и медицинских организаций в этом направлении. Необходимо принять закон, согласно которому все производители и дистрибуторы СИЗ в стране обязаны постоянно предоставлять информацию об объеме производства и продаж СИЗ, а также другие необходимые данные.
  • Возможно, эти функции можно передать Стратегическому национальному резерву (SNS - Strategic National Stockpile), но в связи расширением полномочий центры управления целесообразно создать в других организациях: в Канцелярии секретаря по готовности к чрезвычайным ситуациям (ASPR) при Министерстве здравоохранения, или в Федеральном агентстве по надзору за качеством пищевых продуктов и лекарств (FDA), или в Центре по контролю и предотвращению заболеваний (СDС).
  • Федеральные агентства должны продолжить научные исследования обеззараживания и повторного использования СИЗ.
  • Парламент и правительство должны принять законы, стимулирующие отечественное производство СИЗ, в том числе с возможностью повторного использования.
  • Всем медицинским организациям необходимо создать запасы СИЗ, обучить медицинских работников выбору адекватных СИЗ, их использованию (одеванию, раздеванию, обеззараживанию), а также другим методам инфекционной безопасности (с учетом соблюдения баланса между личной безопасностью и рациональным использованием СИЗ). Должны быть разработаны инструкции касательно наличия и использования СИЗ (с персонализацией для различных видов медицинских организаций).
  • Все медицинские организации длительное время должны соблюдать повышенные меры безопасности в части предотвращения и контроля за инфекциями. Это также окажет положительное воздействие на снижение уровня других госпитальных инфекций.
  • При закупках СИЗ, медицинские организации должны предусмотреть в том числе закупку таких СИЗ, которые могут быть использованы повторно после дезинфекции: эластические маски и респираторы с очистителями воздуха (Powered air purifying respirator – PAPRs). Федеральные агентства должны выдать соответствующие разрешения на их использование.

2. Оказывать медицинскую помощь пациентам с хроническими заболеваниями (не с COVID-19)

  • Прежде чем снова будет оказываться отложенная медицинская помощь, число госпитализаций пациентов с COVID-19 в отделения неотложной помощи (в РФ - приемные отделения или стационарные отделения скорой медицинской помощи) и в отделения реанимации (интенсивной терапии) должно выйти на «плато» или вернуться на предэпидемический уровень.
  • По мере снижения потока пациентов с COVID-19 определенные мощности медицинских организаций должны поэтапно резервироваться, чтобы принять увеличенный поток пациентов в связи с другими показаниями. Первый приоритет: онкологические заболевания и болезни системы кровообращения, требующие госпитализации, состояния, требующие инфузионной терапии и трансплантации. Второй приоритет - среднесрочные и плановые хирургические и интервенционные диагностические вмешательства в отделениях катетеризации, интервенционной радиологии, гастро- и легочной эндоскопии.
  • Все это потребует сортировки пациентов, для чего должны быть разработаны специальные протоколы и проведено быстрое тестирование всех госпитализируемых на COVID-19. Протоколы должны учитывать доступность стационарных коек, оборудования, расходных материалов и медицинского персонала.

3. Финансово поддержать медицинские организации

  • На уровне регионов необходимо определить объемы финансовых потерь, которые понесли медицинские организации, и дополнительные расходы в связи с эпидемией и повышенным потоком отсроченных больных. Далее - нужно определить источники и механизмы их компенсации. Очевидно, что эти потери выше, чем те средства, которые выделил Конгресс. Необходимо также предусмотреть дополнительные средства на контроль и профилактику инфекционной заболеваемости в медицинских организациях.
  • Для этого в Министерстве здравоохранения должен быть создан антикризисный фонд для медицинских организаций, чтобы не допустить коллапса в оказании медицинской помощи.

4. Составить рекомендации по обеспечению медицинскими кадрами и предотвращению эмоционального выгорания медперсонала

  • В США по состоянию на 14 апреля 2020 г. более 9 тыс. медицинских работников было заражено COVID-19, из них 27 умерло. В России, по данным Росздравнадзора на 18 июня, умерло 489 врачей. Международный Совет медсестер опубликовал данные из 30 стран, где показано что медицинские работники составили 6 % (от 0 до 18 %) от всех подтвержденных случаев COVID-19. Некоторые могут покинуть отрасль.
  • Необходимо ослабить регуляторные ограничения по применению медицинских лицензий (т. е. разрешать работать с лицензиями, выданными в других штатах), сертификатов, а также разрешить оказание медицинской помощи по всем профилям, по которым медицинские работники получили подготовку и последипломное образование. Для этого Конгресс должен немедленно принять соответствующее законодательство.
  • Максимально освободить врачей (число которых ограничено) от любой рутинной работы, для этого нужно привлечь менее квалифицированных специалистов - практикующих медицинских сестер, помощников врачей, фармацевтов, парамедиков, специалистов по оказанию неотложной помощи.
  • Чаще и больше использовать телемедицину и другие дистанционные виды оказания медицинской помощи. Регуляторные требования для проведения телефонных и видео-консультаций должны быть максимально расширены, что подразумевает изменение федерального и регионального законодательства, в том числе новых страховых требований (Health Insurance Portability and Accountability - HIPA Act), включая увеличение доли дистанционных визитов пациентов.
  • Федеральное и региональные правительства должны вложить дополнительные средства в программы подготовки вновь привлеченных кадров, а также для обучения и повышения квалификации всех медицинских работников по вопросам оказания медицинской помощи в ситуации эпидемии.
  • Каждый штат должен создать центры резерва кадров, через которые в любой момент можно привлечь дополнительные людей, в том числе для медицинской сортировки, телефонной сортировки и логистических целей. Пенсионеры, бывшие медицинские работники – бесценный резерв кадров, если правильно использовать их компетенции.
  • Необходимо предусмотреть дополнительные компенсации и страховые выплаты для медицинских работников, которые напрямую вовлечены в оказание помощи пациентам с COVID-19, а также предусмотреть дополнительные преференции и льготы для всех медицинских работников, например, приоритетное тестирование и вакцинация.
  • Руководство регионов и муниципалитетов, руководители больниц должны реализовывать специальные программы для медицинских работников, привлекать консультантов для психотерапии, мониторировать психофизиологическое и эмоциональное состояние работников, условиях их труда, помогать с бытовыми вопросами.

5. Оказать помощь неимущим слоям населения и незастрахованным гражданам

  • Все виды помощи, связанные с эпидемией должны быть бесплатны для населения и компенсироваться из федеральных средств.
  • Работодатели должны давать как минимум 10-дневный оплачиваемый отпуск в связи с этим заболеванием.
  • В связи с ростом количества безработных в США и соответственно незастрахованных, Конгресс должен рассмотреть новый акт, который обеспечит всех американцев государственным страхованием.

6. Использовать телемедицину для оказания медицинской помощи

  • Необходимы долгосрочные вложения в развитие телемедицины. Эти визиты должны оплачиваться наравне с персональными визитами. Необходимо разработать инструкции по применению телемедицинских технологий.

7. Уменьшить количество недиагностированных случаев инфекций в больницах

  • Необходимо разработать специальные тарифы по оплате диагностических исследований по широкому спектру инфекций.
  • Надо разработать рекомендации по показаниям и порядку проведения такого тестирования и осуществлять контроль над массовым использованием микробиологических тестов.

8. Защитить персонал отделений неотложной помощи от инфекционных заболеваний

  • Федеральное правительство, правительства штатов и муниципалитетов должны установить такое базовое финансирование отделений неотложной помощи, чтобы они покрывали возможность использования СИЗ, респираторов №95 наравне с круглосуточными стационарами.
  • Все случаи поступлений в отделения неотложной помощи должны регистрироваться, данные собираться и анализироваться в едином центре, особенно в больших городах.

9. Скоординировать усилия при будущих эпидемиях

  • Необходимо расширение полномочий Канцелярии секретаря по готовности к чрезвычайным ситуациям (ASPR) при Министерстве здравоохранения и социальной службы США для осуществления контроля над происходящим «на земле» в каждом госпитале.
  • Необходимо проанализировать и обобщить опыт регионов для распространения лучших практик.
  • Электронные истории болезни должны быть более совместимыми между разными учреждениями, что необходимо для анализа информации и обобщения данных, для этого необходимо провести пилотные проекты.
  • Функции Федерального центра по готовности больниц к эпидемиям (Hospital Preparedness Program) должны быть расширены, увеличен бюджет, в том числе и для обеспечения координации работы. Меры, которые потребуются при эпидемии, должны адекватно финансироваться, для чего необходимо предусмотреть специальные бюджеты.
  • Необходимо увеличить число стационарных коек в США. В условиях рынка число коек в городах сокращено до критического уровня, многие сельские больницы закрыты. Это делает страну уязвимой в случае будущих эпидемий и критических ситуаций, поэтому федеральное, региональное и муниципальное правительства должны обеспечить финансирование дополнительного коечного фонда.


Пусть больше людей узнает о проектеПоделитесь с друзьями и коллегами. Вместе победим! 💪